Поиск

Чем дальше от нас война, тем щемительнее воспоминания о ней. Мои воспоминания – трехлетней малышки, о том суровом времени в основном построены по рассказу моей мамы.


Мама с папой познакомились в Москве на танцах в клубе, полюбили друг друга, только-только поженились, получили комнату в двухэтажном доме. Отец работал на строительстве винтовых эстакад гаражей, а мама копала траншеи для коммуникаций.


Горы земли перекидала – говорила она. А потом на Трехгорной фабрике: возила на тележке сырье и готовую продукцию. Работа из тяжелых: деревенской девушке, приехавшей по вербовке, лучшей работе в Москве не нашлось. Это были сороковые довоенные годы, столица строилась.


Они только начали отдельно жить, готовились к рождению ребенка. Папа говорил: «Я до роддома на руках тебя отнесу!» А тут война. Москвичи о нападении узнали к обеду, а сосед моих родителей работал в таком месте, куда сообщение поступило ранним утром. И он позвонил жене. Вот дом и взбунтовался от такой беды…


Когда папа возвращался с ночной смены, у дома услышал жуткий плач. Бегом поднялся на второй этаж и в общем коридоре увидел рыдающих женщин. Мама стояла у косяка двери. На третий день отцу пришла повестка на фронт из Краснопресненского РВК. Пока прощались, оказалось, что эшелон папы ушел 10 минут назад. Папа поехал на такси и догнал эшелон на следующей станции.


Мама тоже не сидела без дела. Сбрасывала фугаски с крыш, следили за светомаскировкой, показывали людям дорогу в бомбоубежища и в метро, куда она и сама спускалась, когда объявили о воздушной тревоге.


В октябре 1941 года маму все-таки эвакуировали, и она добралась до своей деревни, где я и появилась на свет. Потом начались наши с мамой скитания по родным, которые отговаривали ее вернуться в столицу.


Мы с мамой полвека не знали, где отец похоронен. Только в 2015 году мне помог разыскать место захоронения отца Ершов Сергей Григорьевич из Элисты, который возглавляет там поисковую группу. Через два года он показал документ, где написано, в каком месте мой папа принял последний бой. Это было на берегу реки Друть. И за этот подвиг был удостоен медали «ЗА ОТВАГУ». К сожалению мамы, тогда уже не стало. Через неделю я собралась и поехала в Белоруссию. Там в Витебской области, в городке Бабиновичи есть Воинское захоронение, вот туда и был перезахоронен прах моего отца.


Я от всего сердца благодарна всем, кто свято и трепетно чтит память о людях, защищавших эти места от врагов и освободивших их от коричневой чумы.

Марзия Бариева – дочь погибшего солдата Ганеева Бары
#СемейныеИсторииОВойне